23 человека
![](/wp-content/uploads/2020/06/Nep23-10.png)
Описание (скачать презентацию)
Скоростное амфибийное судно на воздушной подушке Нептун 23 (проект Nep23) предназначено для перевозки до 2,1 т груза или до 22 пассажиров. Ховеркрафт относится к классу «пассажирских» СВП и предназначен для перевозки пассажиров по водоемам в летнее или зимнее время, в том числе с кратковременным выходом на берег. Катер способен преодолевать сглаженные уступы высотой до 80 см и не сглаженные — до 55 см. Катер способен развивать скорость на воде до 80 км/ч.
Эксплуатация разрешается при температуре наружного воздуха от -40º С до +30ºС и максимальной скорости ветра до 12 м/с в любое время года в светлое время суток. Ховеркрафт при всех случаях нагрузки может эксплуатироваться на акваториях, при волнении не более 1,2 м 1% обеспеченности. Движение катера разрешается при указанной волне как в режиме на воздушной подушке, так и в водоизмещающем режиме. При движении по льду или заснеженной поверхности эксплуатация разрешается на водоемах всех разрядов. Разрешается эксплуатация по любой другой ровной твердой поверхности, по предельному мелководью и заболоченной поверхности.
Главные размерения и характеристики
Длина наибольшая по корпусу, м | 11.8 |
Ширина наибольшая (с навесными секциями), м | 4.3 |
Высота подушки (клиренс), м | 0.75 |
Пассажировместимость макс., чел. | 22 |
Минимальный экипаж, чел. | 1 |
Полезная нагрузка, т | 2.1 |
Скорость эксплуатационнная (на воде), км/ч | 45 |
Скорость максимальная (на воде), км/ч | 80 |
Скорость эксплуатационная (на льду), км/ч | 50 |
Запас топлива, л | 400 |
Расход топлива эксплуатационный на воде, л/час | 35 |
Автономность по запасам топлива, ч | 12 |
Безопасная высота волны, м | 1.2 |
Надзорность (Некоммерческая эксплуатация) | ГИМС, судно особой конструкции до 12 мест (СВП) |
Надзорность (Коммерческая эксплуатация) | РКО, маломерное до 12 мест, категория *3 |
Надзорность (Коммерческая эксплуатация) | РКО, пассажирское 22 места, класс Р+1.2/1.2 СВП |
Надзорность (Коммерческая эксплуатация) | РМРС, пассажирское 20 мест, класс КМ*[2] HSC ACV Passenger-A |
Корпус
Корпус судна выполнен водонепроницаемым, разделен на 6 водонепроницаемых отсеков 6-ю водонепроницаемыми переборками.
В качестве материала основного корпуса, набора, фундаментов принимается листовой и профильный прокат из алюминиевых сплавов. Листовой прокат применяется марки Амг5М, ГОСТ 21631-76. Профильный прокат марки Амг6М или Д16Т по ГОСТ 8617-75. Корпус ховеркрафта выполняется клепанным (за исключением мелких деталей, выполненных на сварке). Обеспечивается непроницаемость наружного контура катера и соответствующих поперечных переборок. Испытание непроницаемости осуществляется в соответствии со схемой и таблицей испытаний. Защита корпуса от коррозии обеспечивается использованием алюминиево-магниевых сплавов, стойких к коррозии в речной и морской воде. В корпусах морского исполнения сплав Д16 заменяется на АМг. Дополнительно предусматривается окраска наружных и внутренних поверхностей корпуса лакокрасочными материалами.
Салон
За время производства ховеркрафта было выполнено множество различных вариантов внутреннего оснащения. Стандартно пассажирский салон оборудуется в передней части двумя мягкими пассажирскими креслами, в том числе одно для капитана.
Вдоль бортов установлены шесть сдвоенных подъемных диванов-рундуков, под которыми располагаются спасательные жилеты и имущество. Крышки диванов могут раскладываться, образуя в кормовой части салона спальное место размером 1800х2000 мм. Расположение кресел и диванов может изменяться. Возможны варианты с мягкими креслами для всех пассажиров, со раскладными спальными местами и столиком, с краном-манипулятором, с туалетом, с грузовой площадкой и лебедками.
Рубка выполнена трехслойной конструкции, средний слой которой является изоляцией. Наружный слой выполнен из стеклопластика на основе полиэфирной смолы с армирующим материалом из стеклоткани, покрытый цветной смолой (гелькоутом). Средний слой – из сотового заполнителя. Внутренний слой выполнен из стеклопластика, оклеенного зашивкой – мягким кожзамом.
Двигатель
![](/wp-content/uploads/2017/12/cum281.jpg)
На СВП устанавлены два двигателя марки Cummins ISF 2.8, мощностью 150 л.с каждый. Возможно увеличение мощности до 175 л.с. за счет увеличения максимальной частоты вращения коленвала.
Четырехтактный четырехцилиндровый дизельный двигатель с электронной системой подачи топлива Common Rail, с рядным расположением цилиндров и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал, с верхним расположением одного распределительного вала. Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Двигатель Каминс 2,8 (Cummins ISF 2,8L) устанавливается на автомобили производства ОАО «ГАЗ», в частности на коммерческие автомобили семейства ГАЗель «Бизнес» и ГАЗель NEXT. Благодаря своей распространенности двигатель хорошо знаком сервисам, а запчасти и расходники для него не дорогие и их можно легко найти в магазинах. На сегодняшний день можно смело утверждать, что данный двигатель самый распространенный коммерческий дизель в России.
Двигатель оборудован устройствами облегчения пуска при низких температурах. Для подогрева воздуха во впускном коллекторе предусмотрена электрическая спираль. Топливный фильтр также с электрическим подогревом.
Двигатель Cummins ISF 2,8 имеет весьма небольшой расход топлива.
Двигатели штатно оснащаются турбокомпрессором с интеркулером, то есть с предварительным охлаждением подаваемого на наддув воздуха. Благодаря применению турбонаддува удалось при достаточно малом объеме обеспечить высокую мощность и крутящий момент. При этом наличие турбины не ухудшает экономичность двигателя — его расход топлива на автомобиле составляет от 8,5 до 10,3 л/100 км в зависимости от скорости и режима работы.
Двигатель имеет традиционную конструкцию. Его основу составляет цельнолитой блок цилиндров (из серого чугуна) и литая головка, в блоке использованы вставные фрезерованные гильзы, что облегчает ремонт цилиндров. Коленчатый вал также изготовлен из серого чугуна, он выполнен заодно со шкивом и зубчатым диском датчика положения коленвала.
Распределительный вал один, расположен в верхней части. В моторе 16 клапанов (по 4 на цилиндр), изготовлены из жаропрочной стали, их штоки дополнительно хромированы. Привод клапанов традиционный, через коромысла. Интересно, что все клапаны имеют одинаковую конструкцию, но при этом не взаимозаменяемы. Привод ГРМ — цепной.
Двигатель оснащается топливной аппаратурой Common Rail от Bosch, топливные форсунки имеют верхнее расположение, они установлены в центральной части цилиндра. Такое решение значительно упростило двигатель без существенного ухудшения его эксплуатационных характеристик. В целом, Cummins ISF 2.8 — это простой, надежный и неприхотливый двигатель, обладающий неплохими характеристиками и приспособленный для эксплуатации в российских условиях. Благодаря конструктивным особенностям, простому устройству и применению проверенных временем решений удалось достичь высокого ресурса — производитель заявляет о ресурсе двигателя до 500 тысяч км (для автомобиля), на практике же мотор при грамотной эксплуатации и обслуживании может служить дольше.
В настоящее время двигатель производится на совместном предприятии Cummins FOTON в Китае.
Тип двигателей | 4-х тактный 4-х цилиндровый Cummins ISF 2.8s 3129T |
Количество двигателей, шт. | 2 |
Мощность, л.с. (кВт) | 150(110) х2 |
Максимальные обороты, об/мин | 3200 |
Рабочий объем, куб.см | 2781 |
Степень сжатия | 16:1 |
Топливная система | Common Rail от Bosch |
Максимальный расход топлива одного двигателя, кг/ч | 21 |
Система охлаждения | Жидкостная |
Масса сухого двигателя, кг | 214 |
Гибкое ограждение
![](/wp-content/uploads/2017/11/fingers-189x240.jpg)
Амфибийные качества ховеркрафта обеспечиваются отрывом корпуса от экрана за счёт удержания под корпусом воздушной подушки гибким ограждением. Высота подъема зависит от оборотов нагнетателей (двигателей) и угла дифферента.
На ховеркрафте принята двухярусная схема гибкого ограждения со съемными элементами по всему периметру нижнего
яруса и с гибким ресивером — в верхнем.
Данная схема позволяет оставаться съемным элементам эластичными. Т.е. при прохождении препятствий гибкие элементы отклоняются и пропускают предмет под собой, не сопротивляясь его воздействию.
В контакте с поверхностью участвует только нижний сегментный ярус, который состоит из множества независимых элементов. Каждый элемент крепится к ресиверу четырьмя фиксаторами. Замена проста и не требует специальных инструментов и навыков.
Благодаря постоянному расходу воздуха в ВП, ГО будет сохранять возможность движения ховеркрафта даже при потере всех съемных элементов. Материал ГО — прорезиненная ткань на основе резинового капрона. Данная ткань позволяет расправляться и принимать заданную форму в условиях низких температур.
Максимально достижимая высота воздушной подушки около 0,75 м. Высота воздушной подушки замеряется от опорной твердой поверхности до днища корпуса.
Пропеллеры и нагнетатели ВП
В качестве движителей на ховеркрафте предусматриваются два четырехлопастных воздушных винта изменяемого шага в аэродинамических неповоротных насадках. Опорный узел винта изменяемого шага и механизм реверса размещены в пилонах каждой насадки. Материал лопастей винта – композит из стеклопластика с покрытием из арамида. Угол поворота лопастей винта контролируется указателями поворота, установленными в пульте управления.
В качестве нагнетателей воздушной подушки предусматриваются два сдвоенных центробежных нагнетателя. Нагнетатели воздушной подушки работают раздельно, каждый на свой борт. Нагнетатели установлены на валах, опирающихся с двух сторон на самоустанавливающиеся подшипники. Материал нагнетателей – композит из стеклопластика, углепластика и арамида.
Раздельное управление оборотами нагнетателей (n1 и n2) и секционирование зон воздушной подушки позволяет создавать различное давление в левой Р1 и правой Р2 половинках. Данное свойство дает возможность создания искусственного крена, сильно помогающего при маневрах и помогающего нейтрализовывать действие боковых порывов ветра. В случае отказа двигателя или нагнетателя одного из бортов, перемычка между зонами убирается и гибкое ограждение заполняется воздухом от рабочего нагнетателя. СВП может продолжить движение на одном нагнетателе.
Управление
Путевое управление обеспечивается поворотом рулевого колеса в посту управления и рулей, установленных в потоке за движителями. Поворот рулей управления обеспечивает управляющий момент с центром вращения в районе носа.
Предусмотрена перекладка воздушных винтов изменяемого шага из положения ВПЕРЕД в положение НАЗАД. Перекладка производится как совместно, так и отдельно педалями, расположенными у ног водителя. Раздельная перекладка обеспечивает управляющий момент с центром вращения в районе кормы.
Предусмотрено управление оборотами воздушного винта, что обеспечивает разную тягу и создает управляющий момент с центром вращения в районе кормы. Предусматривается возможность зависания на воздушной подушке при малых скоростях движения, за счет установки лопастей винта в нескольких промежуточных положениях в диапазоне углов от полного вперед до полного заднего . Обеспечивается перекладка лопасти одного винта назад, соответствующую перекладку лопасти другого винта вперед (работа враздрай).
Дистанционное управление энергетической установкой производится рычагами, расположенными на панели управления.
Регистрация
Ховеркрафт согласован с Российским речным регистром на класс «Р*1.2/1.2 СВП» и класс «маломерное категории *3». Это позволяет эксплуатировать его в следущих вариантах:
Для личных и служебных нужд без права коммерческой эксплуатации. Количество мест до 12 человек + груз. Разрешено плавание — ВВП не выше «Р». Зимой на льду без ограничений. Постановка на учет ГИМС. Права любительские.
Для пассажирских перевозок на ВВП с правом коммерческой эксплуатации. Количество мест до 23 человек. Разрешено плавание — ВВП не выше «Р». Зимой на льду без ограничений. Постановка на учет Ространснадзор. Права профессиональные.
Для пассажирских перевозок МП, ВВП с правом коммерческой эксплуатации. Количество мест до 12 человек. Разрешено плавание — ВВП не выше «Р» или МП 6 миль от места убежища. Зимой на льду без ограничений. Постановка на учет Ространснадзор. Права любительские.
Для пассажирских перевозок на МП с правом коммерческой эксплуатации. Количество мест до 23 человек. Разрешено плавание — МП с ограничение по удалению от берега. Зимой на льду без ограничений. Постановка на учет Ространснадзор. Права профессиональные.
Место убежища — любая естественно или искусственно защищенная акватория, которая может быть использована для укрытия судна при возникновении обстоятельств, угрожающих его безопасности. Для СВП — это любой участок суши, куда может выйти судно, т.е. фактически прибрежное плавание.
“Пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна.” Или другими словами тот, кто оплатил перевозку самостоятельно или за кого некто оплатил его перевозку.
Транспортировка
Ховеркрафт может транспортироваться на специальном автоприцепе, в одном контейнере 40 футов + одном контейнере 20 футов, автотрейлере с длиной прицепа от 14 метров.
Системы
Ховеркрафт оснащен следующими системами:
электрическая (12В, 2 аккумулятора)
топливная (400 литров)
охлаждения двигателей
охлаждение наддувочного воздуха (турбонаддув, интеркулер)
газовыхлопа (наржавеющая)
вентиляции салона и моторного отсека
дифферентовочная (баки по 200 литров в носу и корме)
рулевая (две группы за насадками по 4 руля)
противопожарная
Прочее
Ховеркрафт стандартно оснащается:
спасательными жилетами по количеству пассажиров
двумя светодиодными фарами на ручке
тремя водовоздушными отопителями от разных двигателей
винтами изменяемого шага ВИШ
стеклоомывателем и стеклоочистителями
индикатором дифферента
двумя бортовыми диагностическими компьютерами Multitronics (обороты двигателя, напряжение, остаток топлива в баках, температура ОЖ, ошибки)
индикатором угла атаки лопастей пропеллера
индикатором «Пожар» в моторном отсеке
электроусилители ВИШ
насосами осушения
грузовой люк в крыше
двери «крыло чайки» шириной 850 мм
магнитолой, подстаканниками, перчаточными ящиками, прикуривателем, пепельницей и др.
Видео