11 человек

 

Описание (скачать PDF презентацию)



Скоростной амфибийный катер на воздушной подушке ПАРМА 11 (проект PM11) предназначен для перевозки до 950 кг груза или до 10 пассажиров. СВП относится к классу маломерных пассажирских СВП и предназначен для перевозки пассажиров по водоемам в летнее или зимнее время, в том числе с кратковременным выходом на берег. Катер способен преодолевать сглаженные уступы высотой до 60 см и не сглаженные — до 50 см. Катер способен развивать скорость на воде около 70 км/ч.
Эксплуатация разрешается при температуре наружного воздуха от -40º С до +30ºС и максимальной скорости ветра до 12 м/с в любое время года в светлое время суток. Ховеркрафт при всех случаях нагрузки может эксплуатироваться в светлое время суток на акваториях, при волнении не более 1,2 м 1% обеспеченности. Движение катера разрешается при указанной волне как в режиме на воздушной подушке, так и в водоизмещающем режиме. При движении по льду или заснеженной поверхности эксплуатация разрешается на всех водоемах. Разрешается эксплуатация по любой другой ровной твердой поверхности, по предельному мелководью и заболоченной поверхности.

Главные размерения и характеристики

Длина наибольшая по корпусу, м 8.1
Ширина наибольшая (с навесными секциями), м 4.1
Высота подушки (клиренс), м 0.5
Пассажировместимость, чел. 10
Минимальный экипаж, чел. 1
Полезная нагрузка, т 0.95
Скорость эксплуатационнная (на воде), км/ч 45
Скорость максимальная (на воде), км/ч 70
Скорость эксплуатационная (на льду), км/ч 50
Запас топлива, л 300
Расход топлива эксплуатационный на воде, л/час 22
Автономность по запасам топлива, ч 12
Безопасная высота волны, м 1.2
Надзорность (Вариант 1) ГИМС, маломерное судно особой конструкции до 12 мест (СВП)
Надзорность (Вариант 2) Речной регистр, маломерное судно особой конструкции до 12 мест (СВП), Категория 3

Корпус

Корпус судна выполнен водонепроницаемым, разделен на 5 водонепроницаемых отсеков 5-ю водонепроницаемыми переборками.
В качестве материала основного корпуса, набора, фундаментов принимается листовой и профильный прокат из алюминиевых сплавов. Листовой прокат применяется марки Амг5М, ГОСТ 21631-76. Профильный прокат марки Амг6М или Д16Т по ГОСТ 8617-75. Корпус ховеркрафта выполняется клепанным (за исключением мелких деталей, выполненных на сварке). Обеспечивается непроницаемость наружного контура катера и соответствующих поперечных переборок. Испытание непроницаемости осуществляется в соответствии со схемой и таблицей испытаний. Защита корпуса от коррозии обеспечивается использованием алюминиево-магниевых сплавов, стойких к коррозии в речной и морской воде. Дополнительно предусматривается окраска наружных и внутренних поверхностей корпуса лакокрасочными материалами.

Салон

Пассажирский салон оборудуется в передней части двумя мягкими пассажирскими креслами, в том числе одно для капитана.
Вдоль бортов установлены четыре сдвоенные подъемные диваны-рундуки, под которыми располагаются спасательные жилеты и имущество. Крышки диванов могут раскладываться, образуя в кормовой части салона спальное место размером 1800х2000 мм. Расположение кресел и диванов может изменяться. Имеется вариант с мягкими креслами для всех пассажиров.
Рубка выполнена трехслойной конструкции, средний слой которой является изоляцией. Наружный слой выполнен из стеклопластика на основе полиэфирной смолы с армирующим материалом из стеклоткани, покрытый цветной смолой (гелькоутом). Средний слой – из сотового наполнителя. Внутренний слой выполнен из стеклопластика, оклеенного зашивкой – мягким кожзамом.

Двигатель

На СВП устанавлены два двигателя Волжского автозавода ВАЗ-21126, мощностью 98 л.с каждый. Для увеличения ресурса и снижения расхода топлива двигатели дефорсированы до 80 л.с. путем снижения максимальных оборотов до 4800 об/мин. Возможно увеличение мощности до 106 л.с. за счет увеличения максимальной частоты вращения коленвала до 5800 об/мин.
Двигатель четырехтактный, с распределенным впрыском топлива, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.
Двигатель 21126 это продолжение десяточного мотора ВАЗ 21124, но уже с облегченной на 39% ШПГ производства Federal Mogul, лунки под клапаны стали меньше, другой ремень привода ГРМ с автоматическим натяжителем, благодаря которому решена проблема подтягивания ремня на 124 блоке. Сам блок двигателя приора тоже претерпел небольшие изменения, вроде более качественной обработки поверхностей, хонингование цилиндров теперь производится в соответствии с более жесткими требованиями компании Federal Mogul.
Система зажигания состоит из индивидуальных катушек зажигания, установленных на крышке головки блока цилиндров, и свечей зажигания. Управляет катушками зажигания электронный блок управления (ЭБУ) двигателем.
На двигателе применяется новый автоматический механизм натяжения зубчатого ремня ГРМ с роликами новой конструкции. В результате перехода на зубчатый ремень фирмы Gates с новым профилем на двигателе используются новые шкивы распределительных валов, шкив водяного насоса и шкив коленвала. Профиль шкивов соответствует ремню ГРМ с полукруглым зубом.
Для электронной системы управления двигателя устанавливается контроллер М 7.9.7 или ЯНВАРЬ 7.2.

Тип двигателей 4-х тактный 4-х цилиндровый ВАЗ-21126
Количество двигателей, шт. 2
Мощность, л.с. (кВт) 80(59) х2
Максимальные обороты, об/мин 4800
Рабочий объем, куб.см 1597
Степень сжатия 11:1
Топливная система Распределенный впрыск
Удельный расход топлива одного двигателя, г/кВт*ч 231
Система охлаждения Жидкостная
Масса сухого двигателя, кг 115

Гибкое ограждение

Амфибийные качества ховеркрафта обеспечиваются отрывом корпуса от экрана за счёт удержания под корпусом воздушной подушки гибким ограждением. Высота подъема зависит от оборотов нагнетателей (двигателей) и угла дифферента.

На ховеркрафте принята двухярусная схема гибкого ограждения со съемными элементами по всему периметру нижнего яруса и с гибким ресивером — в верхнем.
Данная схема позволяет оставаться съемным элементам эластичными. Т.е. при прохождени препятствий гибкие элементы отклоняются и пропускают предмет под собой, не сопротивляясь его воздействию.
В контакте с поверхностью участвует только нижний сегментный ярус, который состоит из множества независимых элементов. Каждый элемент крепится к ресиверу четырьмя фиксаторами. Замена проста и не требует специальных инструментов и навыков.
Благодаря постоянному расходу воздуха в ВП, ГО будет сохранять возможность движения ховеркрафта даже при потере всех съемных элементов. Материал ГО — прорезиненная ткань на основе резинового капрона. Данная ткань позволяет расправляться и принимать заданную форму в условиях низких температур.

Максимально достижимая высота воздушной подушки около 0,6 м. Высота воздушной подушки замеряется от опорной твердой поверхности до днища корпуса.

Пропеллеры и нагнетатели ВП




В качестве движителей на ховеркрафте предусматриваются два четырехлопастных воздушных винта изменяемого шага в аэродинамических неповоротных насадках. Опорный узел винта изменяемого шага и механизм реверса размещены в пилонах каждой насадки. Материал лопастей винта – композит из стеклопластика с покрытием из арамида. Угол поворота лопастей винта контролируется указателями поворота, установленными в пульте управления.
В качестве нагнетателей воздушной подушки предусматриваются два сдвоенных центробежных нагнетателя. Нагнетатели воздушной подушки работают раздельно, каждый на свой борт. Нагнетатели установлены на валах, опирающихся с двух сторон на самоустанавливающиеся подшипники. Материал нагнетателей – композит из стеклопластика, углепластика и арамида.
Раздельное управление оборотами нагнетателей (n1 и n2) и секционирование зон воздушной подушки позволяет создавать различное давление в левой Р1 и правой Р2 половинках. Данное свойство дает возможность создания искусственного крена, сильно помогающего при маневрах и помогающего нейтрализовывать действие боковых порывов ветра. В случае отказа двигателя или нагнетателя одного из бортов, перемычка между зонами убирается и гибкое ограждение заполняется воздухом от рабочего нагнетателя. СВП может продолжить движение на одном нагнетателе.

Управление

Путевое управление обеспечивается поворотом рулевого колеса в посту управления и рулей, установленных в потоке за движителями. Поворот рулей управления обеспечивает управляющий момент с центром вращения в районе носа.

Предусмотрена перекладка воздушных винтов изменяемого шага из положения ВПЕРЕД в положение НАЗАД. Перекладка производится как совместно, так и отдельно педалями, расположенными у ног водителя. Раздельная перекладка обеспечивает управляющий момент с центром вращения в районе кормы.

Предусмотрено управление оборотами воздушного винта, что обеспечивает разную тягу и создает управляющий момент с центром вращения в районе кормы. Предусматривается возможность зависания на воздушной подушке при малых скоростях движения, за счет установки лопастей винта в нескольких промежуточных положениях в диапазоне углов от полного вперед до полного заднего . Обеспечивается перекладка лопасти одного винта назад, соответствующую перекладку лопасти другого винта вперед (работа враздрай).

Дистанционное управление энергетической установкой производится рычагами, расположенными на панели управления.

Регистрация

Ховеркрафт строится в соответствии с классом Российского речного регистра «Р*1.2/1.2 СВП». Это позволяет эксплуатировать его для личных и служебных нужд без права коммерческой эксплуатации. Количество мест до 11 человек. Разрешено плавание — ВВП не выше «Р». Постановка на учет ГИМС. Права любительские.

В настоящее время срок согласования проекта с РРР завершен и дальнейшее согласование не проводилось в связи с отсутствием спроса на эту услугу со стороны заказчиков. По отдельному заказу возможно пересогласование проекта с Речным регистром для получения права коммерческой эксплуатации и легальной перевозки пассажиров.

Пассажир — всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа или других лиц, работающих или имеющих какие-либо занятия, связанные с деятельностью этого судна (специальный персонал), а также ребенка в возрасте менее одного года.

Транспортировка

Ховеркрафт может транспортироваться на специальном автоприцепе, в одном контейнере 40 футов, автотрейлере с длиной прицепа от 10 метров.

Системы

Ховеркрафт оснащен следующими системами:
электрическая (12В, 2 аккумулятора)
топливная (300 литров)
охлаждения двигателей
газовыхлопа (наржавеющая)
вентиляции салона и моторного отсека
дифферентовочная (баки по 90 литров в носу и корме)
рулевая (две группы за насадками по 4 руля)
противопожарная

Прочее

Ховеркрафт стандартно оснащается:
спасательными жилетами по количеству пассажиров
двумя ксеноновыми фарами на ручке
двумя водовоздушными отопителями салона от разных двигателей
винтами изменяемого шага ВИШ
стеклоомывателем и стеклоочистителями
индикатором дифферента
двумя бортовыми диагностическими компьютерами Multitronics (обороты двигателя, напряжение, остаток топлива в баках, температура ОЖ, ошибки)
индикатором угла атаки лопастей пропеллера
индикатором «Пожар» в моторном отсеке
электроусилители ВИШ
насосами осушения
двери «крыло чайки» шириной 750 мм
магнитолой, подстаканниками, перчаточными ящиками, прикуривателем, пепельницей и др.

Видео