8 чел. + 1 500 кг
Описание (скачать PDF презентацию)
Скоростное амфибийное маломерное судно на воздушной подушке Нептун 23GRP предназначено для перевозки до 8 пассажиров + 1.5 тонны груза. Судно является маломерной грузо-пассажирской версией СВП “Нептун 23” и предназначено для перевозки пассажиров и грузов по водоемам в летнее или зимнее время, в том числе с кратковременным выходом на берег. Катер способен преодолевать сглаженные уступы высотой до 80 см и не сглаженные — до 55 см. Катер способен развивать скорость на воде до 80 км/ч.
Эксплуатация разрешается при температуре наружного воздуха от -40º С до +30ºС и максимальной скорости ветра до 12 м/с в любое время года в светлое время суток. СВП при всех случаях нагрузки может эксплуатироваться на акваториях, при волнении не более 1,2 м 1% обеспеченности. Движение катера разрешается при указанной волне как в режиме на воздушной подушке, так и в водоизмещающем режиме. При движении по льду или заснеженной поверхности эксплуатация разрешается на водоемах всех разрядов. Разрешается эксплуатация по любой другой ровной твердой поверхности, по предельному мелководью и заболоченной поверхности.
Главные размерения и характеристики
Длина наибольшая по корпусу, м | 11.8 |
Ширина наибольшая (с навесными секциями), м | 4.3 |
Высота подушки (клиренс), м | 0.75 |
Пассажировместимость макс., чел. | 22 |
Минимальный экипаж, чел. | 1 |
Полезная нагрузка, т | 2.1 |
Скорость эксплуатационнная (на воде), км/ч | 45 |
Скорость максимальная (на воде), км/ч | 80 |
Скорость эксплуатационная (на льду), км/ч | 50 |
Запас топлива, л | 400 |
Расход топлива эксплуатационный на воде, л/час | 35 |
Автономность по запасам топлива, ч | 12 |
Безопасная высота волны, м | 1.2 |
Надзорность (вариант 1) | ГИМС, судно особой конструкции до 12 мест (СВП) |
Надзорность (вариант 2) | Речной регистр, маломерное до 12 мест, категория *3 |
Корпус
Корпус судна выполнен водонепроницаемым, разделен на 7 водонепроницаемых отсеков 7-ю водонепроницаемыми переборками. В качестве материала основного корпуса, набора, фундаментов принимается листовой и профильный прокат из алюминиевых сплавов. Листовой прокат применяется марки Амг5М, ГОСТ 21631-76. Профильный прокат марки Амг6М или Д16Т по ГОСТ 8617-75. Корпус ховеркрафта выполняется клепанным (за исключением мелких деталей, выполненных на сварке). Обеспечивается непроницаемость наружного контура катера и соответствующих поперечных переборок. Испытание непроницаемости осуществляется в соответствии со схемой и таблицей испытаний. Защита корпуса от коррозии обеспечивается использованием алюминиево-магниевых сплавов, стойких к коррозии в речной и морской воде. В корпусах морского исполнения сплав Д16 заменяется на АМг. Дополнительно предусматривается окраска наружных и внутренних поверхностей корпуса лакокрасочными материалами.
Салон
Пассажирский салон СВП разделен непроницаемой перегородкой на две части: переднюю и заднюю. Передняя часть оборудуется двумя мягкими пассажирскими креслами, в том числе одно для капитана. Позади кресел установлены два складных сидения на рундуках и раскладной диван на четыре человека. В разложенном состоянии на диване могут спать два человека.
В задней части салона вдоль бортов установлены шесть подъемных сидений, которые могут подниматься к борту, образуя свободное грузовое пространство. Крышки сидений, пайолы и пространство салона отделаны рифленым металлом, что позволяет отмывать салон от грязного груза. Расположение кресел и диванов может изменяться. Возможны варианты с мягкими креслами для всех пассажиров, со раскладными спальными местами и столиком, с краном-манипулятором, с туалетом, с грузовой площадкой и лебедками.
Рубка выполнена трехслойной конструкции, средний слой которой является изоляцией. Наружный слой выполнен из стеклопластика на основе полиэфирной смолы с армирующим материалом из стеклоткани, покрытый цветной смолой (гелькоутом). Средний слой – сотовый наполнитель. Внутренний слой выполнен из стеклопластика, оклеенного зашивкой – ворсовой тканью или кожезамом.
Двигатель
На СВП устанавливаюся два двигателя марки Cummins ISF 2.8, мощностью 150 л.с каждый. Возможно увеличение мощности двигателей до 175 л.с. за счет увеличения максимальной частоты вращения коленвала. Так же, возможна установка двигателей IVECO (FPT), мощностью 197 л.с.
Четырехтактный четырехцилиндровый дизельный двигатель с электронной системой подачи топлива Common Rail, с рядным расположением цилиндров и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал, с верхним расположением одного распределительного вала. Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Двигатель Каминс 2,8 (Cummins ISF 2,8L) устанавливается на автомобили производства ОАО «ГАЗ», в частности на коммерческие автомобили семейства ГАЗель «Бизнес» и ГАЗель NEXT. Благодаря своей распространенности двигатель хорошо знаком сервисам, а запчасти и расходники для него не дорогие и их можно легко найти в магазинах. На сегодняшний день можно смело утверждать, что данный двигатель самый распространенный коммерческий дизель в России.
Двигатель оборудован устройствами облегчения пуска при низких температурах. Для подогрева воздуха во впускном коллекторе предусмотрена электрическая спираль. Топливный фильтр также с электрическим подогревом.
Двигатель Cummins ISF 2,8 имеет весьма небольшой расход топлива.
Двигатели штатно оснащаются турбокомпрессором с интеркулером, то есть с предварительным охлаждением подаваемого на наддув воздуха. Благодаря применению турбонаддува удалось при достаточно малом объеме обеспечить высокую мощность и крутящий момент. При этом наличие турбины не ухудшает экономичность двигателя — его расход топлива на автомобиле составляет от 8,5 до 10,3 л/100 км в зависимости от скорости и режима работы.
Двигатель имеет традиционную конструкцию. Его основу составляет цельнолитой блок цилиндров (из серого чугуна) и литая головка, в блоке использованы вставные фрезерованные гильзы, что облегчает ремонт цилиндров. Коленчатый вал также изготовлен из серого чугуна, он выполнен заодно со шкивом и зубчатым диском датчика положения коленвала.
Распределительный вал один, расположен в верхней части. В моторе 16 клапанов (по 4 на цилиндр), изготовлены из жаропрочной стали, их штоки дополнительно хромированы. Привод клапанов традиционный, через коромысла. Интересно, что все клапаны имеют одинаковую конструкцию, но при этом не взаимозаменяемы. Привод ГРМ — цепной.
Двигатель оснащается топливной аппаратурой Common Rail от Bosch, топливные форсунки имеют верхнее расположение, они установлены в центральной части цилиндра. Такое решение значительно упростило двигатель без существенного ухудшения его эксплуатационных характеристик. В целом, Cummins ISF 2.8 — это простой, надежный и неприхотливый двигатель, обладающий неплохими характеристиками и приспособленный для эксплуатации в российских условиях. Благодаря конструктивным особенностям, простому устройству и применению проверенных временем решений удалось достичь высокого ресурса — производитель заявляет о ресурсе двигателя до 500 тысяч км (для автомобиля), на практике же мотор при грамотной эксплуатации и обслуживании может служить дольше.
В настоящее время двигатель производится на совместном предприятии Cummins FOTON в Китае.
Тип двигателей | 4-х тактный 4-х цилиндровый Cummins ISF 2.8s 3129T |
Количество двигателей, шт. | 2 |
Мощность, л.с. (кВт) | 150(110) х2 |
Максимальные обороты, об/мин | 3200 |
Рабочий объем, куб.см | 2781 |
Степень сжатия | 16:1 |
Топливная система | Common Rail от Bosch |
Максимальный расход топлива одного двигателя, кг/ч | 21 |
Система охлаждения | Жидкостная |
Масса сухого двигателя, кг | 214 |
Гибкое ограждение
Амфибийные качества СВП обеспечиваются отрывом корпуса от экрана за счёт удержания под корпусом воздушной подушки гибким ограждением. Высота подъема зависит от оборотов нагнетателей (двигателей) и угла дифферента.
На СВП принята двухярусная схема гибкого ограждения со съемными элементами по всему периметру нижнего
яруса и с гибким ресивером — в верхнем.
Данная схема позволяет оставаться съемным элементам эластичными. Т.е. при прохождени препятствий гибкие элементы отклоняются и пропускают предмет под собой, не сопротивляясь его воздействию.
В контакте с поверхностью участвует только нижний сегментный ярус, который состоит из множества независимых элементов. Каждый элемент крепится к ресиверу четырьмя фиксаторами. Замена проста и не требует специальных инструментов и навыков.
Благодаря постоянному расходу воздуха в ВП, ГО будет сохранять возможность движения судна даже при потере всех съемных элементов. Материал ГО — прорезиненная ткань на основе резинового капрона. Данная ткань позволяет расправляться и принимать заданную форму в условиях низких температур.
Максимально достижимая высота воздушной подушки около 0,75 м. Высота воздушной подушки замеряется от опорной твердой поверхности до днища корпуса.
Пропеллеры и нагнетатели ВП
В качестве движителей на СВП предусматриваются два четырехлопастных воздушных винта изменяемого шага в аэродинамических неповоротных насадках. Опорный узел винта изменяемого шага и механизм реверса размещены в пилонах каждой насадки. Материал лопастей винта – композит из стеклопластика с покрытием из арамида. Угол поворота лопастей винта контролируется указателями поворота, установленными в пульте управления.
В качестве нагнетателей воздушной подушки предусматриваются два сдвоенных центробежных нагнетателя. Нагнетатели воздушной подушки работают раздельно, каждый на свой борт. Нагнетатели установлены на валах, опирающихся с двух сторон на самоустанавливающиеся подшипники. Материал нагнетателей – композит из стеклопластика, углепластика и арамида.
Раздельное управление оборотами нагнетателей (n1 и n2) и секционирование зон воздушной подушки позволяет создавать различное давление в левой Р1 и правой Р2 половинках. Данное свойство дает возможность создания искусственного крена, сильно помогающего при маневрах и помогающего нейтрализовывать действие боковых порывов ветра. В случае отказа двигателя или нагнетателя одного из бортов, перемычка между зонами убирается и гибкое ограждение заполняется воздухом от рабочего нагнетателя. СВП может продолжить движение на одном нагнетателе.
Управление
Путевое управление обеспечивается поворотом рулевого колеса в посту управления и рулей, установленных в потоке за движителями. Поворот рулей управления обеспечивает управляющий момент с центром вращения в районе носа.
Предусмотрена перекладка воздушных винтов изменяемого шага из положения ВПЕРЕД в положение НАЗАД. Перекладка производится как совместно, так и отдельно педалями, расположенными у ног водителя. Раздельная перекладка обеспечивает управляющий момент с центром вращения в районе кормы.
Предусмотрено управление оборотами воздушного винта, что обеспечивает разную тягу и создает управляющий момент с центром вращения в районе кормы. Предусматривается возможность зависания на воздушной подушке при малых скоростях движения, за счет установки лопастей винта в нескольких промежуточных положениях в диапазоне углов от полного вперед до полного заднего . Обеспечивается перекладка лопасти одного винта назад, соответствующую перекладку лопасти другого винта вперед (работа враздрай).
Дистанционное управление энергетической установкой производится рычагами, расположенными на панели управления.
Регистрация
Судно на воздушной подушке согласовано с Российским речным регистром на класс «маломерное категории *3». Это позволяет эксплуатировать его в следущих вариантах:
Для личных и служебных нужд без права коммерческой эксплуатации. Количество мест до 12 человек + груз. Разрешено плавание — ВВП не выше «Р». Зимой на льду без ограничений. Постановка на учет ГИМС. Права любительские.
Для пассажирских перевозок МП, ВВП с правом коммерческой эксплуатации. Количество мест до 12 человек. Разрешено плавание — ВВП не выше «Р» или МП 6 миль от места убежища. Зимой на льду без ограничений. Постановка на учет Речной регистр. Права любительские.
Место убежища — любая естественно или искусственно защищенная акватория, которая может быть использована для укрытия судна при возникновении обстоятельств, угрожающих его безопасности. Для СВП — это любой участок суши, куда может выйти судно, т.е. фактически прибрежное плавание.
Пассажир — всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа или других лиц, работающих или имеющих какие-либо занятия, связанные с деятельностью этого судна (специальный персонал), а также ребенка в возрасте менее одного года.
Транспортировка
Ховеркрафт может транспортироваться на специальном автоприцепе, в одном контейнере 40 футов + одном контейнере 20 футов, автотрейлере с длиной прицепа от 14 метров.
Системы
СВП оснащено следующими системами:
электрическая (12В, 2 аккумулятора)
топливная (400 литров)
охлаждения двигателей
охлаждение наддувочного воздуха (турбонаддув, интеркулер)
газовыхлопа (наржавеющая)
вентиляции салона и моторного отсека
дифферентовочная (баки по 200 литров в носу и корме)
рулевая (две группы за насадками по 4 руля)
противопожарная
Прочее
СВП стандартно оснащается:
спасательными жилетами по количеству пассажиров
двумя ксеноновыми фарами на ручке
двумя водовоздушными отопителями от разных двигателей
винтами изменяемого шага ВИШ
стеклоомывателем и стеклоочистителями
индикатором дифферента
двумя бортовыми диагностическими компьютерами Multitronics (обороты двигателя, напряжение, остаток топлива в баках, температура ОЖ, ошибки)
индикатором угла атаки лопастей пропеллера
индикатором «Пожар» в моторном отсеке
электроусилители ВИШ
насосами осушения
грузовой люк в крыше
двери «крыло чайки» шириной 850 мм
магнитолой, подстаканниками, перчаточными ящиками, прикуривателем, пепельницей и др.
Видео