11 человек
Описание (скачать PDF презентацию)
Скоростной амфибийный катер на воздушной подушке ПАРМА 11 (проект PM11) предназначен для перевозки до 950 кг груза или до 10 пассажиров. СВП относится к классу маломерных пассажирских СВП и предназначен для перевозки пассажиров по водоемам в летнее или зимнее время, в том числе с кратковременным выходом на берег. Катер способен преодолевать сглаженные уступы высотой до 60 см и не сглаженные — до 50 см. Катер способен развивать скорость на воде около 70 км/ч.
Эксплуатация разрешается при температуре наружного воздуха от -40º С до +30ºС и максимальной скорости ветра до 12 м/с в любое время года в светлое время суток. Ховеркрафт при всех случаях нагрузки может эксплуатироваться в светлое время суток на акваториях, при волнении не более 1,2 м 1% обеспеченности. Движение катера разрешается при указанной волне как в режиме на воздушной подушке, так и в водоизмещающем режиме. При движении по льду или заснеженной поверхности эксплуатация разрешается на всех водоемах. Разрешается эксплуатация по любой другой ровной твердой поверхности, по предельному мелководью и заболоченной поверхности.
Главные размерения и характеристики
Длина наибольшая по корпусу, м | 8.1 |
Ширина наибольшая (с навесными секциями), м | 4.1 |
Высота подушки (клиренс), м | 0.5 |
Пассажировместимость, чел. | 10 |
Минимальный экипаж, чел. | 1 |
Полезная нагрузка, т | 0.95 |
Скорость эксплуатационнная (на воде), км/ч | 45 |
Скорость максимальная (на воде), км/ч | 70 |
Скорость эксплуатационная (на льду), км/ч | 50 |
Запас топлива, л | 300 |
Расход топлива эксплуатационный на воде, л/час | 22 |
Автономность по запасам топлива, ч | 12 |
Безопасная высота волны, м | 1.2 |
Надзорность (Для некоммерческой эксплуатации) | ГИМС, маломерное судно особой конструкции до 12 мест (СВП) |
Надзорность (Для коммерческой эксплуатации) | РКО, маломерное судно особой конструкции до 12 мест (СВП), Категория 3 |
Корпус
Корпус судна выполнен водонепроницаемым, разделен на 5 водонепроницаемых отсеков 5-ю водонепроницаемыми переборками.
В качестве материала основного корпуса, набора, фундаментов принимается листовой и профильный прокат из алюминиевых сплавов. Листовой прокат применяется марки Амг5М, ГОСТ 21631-76. Профильный прокат марки Амг6М или Д16Т по ГОСТ 8617-75. Корпус ховеркрафта выполняется клепанным (за исключением мелких деталей, выполненных на сварке). Обеспечивается непроницаемость наружного контура катера и соответствующих поперечных переборок. Испытание непроницаемости осуществляется в соответствии со схемой и таблицей испытаний. Защита корпуса от коррозии обеспечивается использованием алюминиево-магниевых сплавов, стойких к коррозии в речной и морской воде. Дополнительно предусматривается окраска наружных и внутренних поверхностей корпуса лакокрасочными материалами.
Салон
Пассажирский салон оборудуется в передней части двумя мягкими пассажирскими креслами, в том числе одно для капитана.
Вдоль бортов установлены четыре сдвоенные подъемные диваны-рундуки, под которыми располагаются спасательные жилеты и имущество. Крышки диванов могут раскладываться, образуя в кормовой части салона спальное место размером 1800х2000 мм. Расположение кресел и диванов может изменяться. Имеется вариант с мягкими креслами для всех пассажиров.
Рубка выполнена трехслойной конструкции, средний слой которой является изоляцией. Наружный слой выполнен из стеклопластика на основе полиэфирной смолы с армирующим материалом из стеклоткани, покрытый цветной смолой (гелькоутом). Средний слой – из сотового наполнителя. Внутренний слой выполнен из стеклопластика, оклеенного зашивкой – мягким кожзамом.
Двигатель
На СВП устанавлены два двигателя Волжского автозавода ВАЗ-21126, мощностью 98 л.с каждый. Для увеличения ресурса и снижения расхода топлива двигатели дефорсированы до 80 л.с. путем снижения максимальных оборотов до 4800 об/мин. Возможно увеличение мощности до 106 л.с. за счет увеличения максимальной частоты вращения коленвала до 5800 об/мин.
Двигатель четырехтактный, с распределенным впрыском топлива, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.
Двигатель 21126 это продолжение десяточного мотора ВАЗ 21124, но уже с облегченной на 39% ШПГ производства Federal Mogul, лунки под клапаны стали меньше, другой ремень привода ГРМ с автоматическим натяжителем, благодаря которому решена проблема подтягивания ремня на 124 блоке. Сам блок двигателя приора тоже претерпел небольшие изменения, вроде более качественной обработки поверхностей, хонингование цилиндров теперь производится в соответствии с более жесткими требованиями компании Federal Mogul.
Система зажигания состоит из индивидуальных катушек зажигания, установленных на крышке головки блока цилиндров, и свечей зажигания. Управляет катушками зажигания электронный блок управления (ЭБУ) двигателем.
На двигателе применяется новый автоматический механизм натяжения зубчатого ремня ГРМ с роликами новой конструкции. В результате перехода на зубчатый ремень фирмы Gates с новым профилем на двигателе используются новые шкивы распределительных валов, шкив водяного насоса и шкив коленвала. Профиль шкивов соответствует ремню ГРМ с полукруглым зубом.
Для электронной системы управления двигателя устанавливается контроллер М 7.9.7 или ЯНВАРЬ 7.2.
Тип двигателей | 4-х тактный 4-х цилиндровый ВАЗ-21126 |
Количество двигателей, шт. | 2 |
Мощность, л.с. (кВт) | 80(59) х2 |
Максимальные обороты, об/мин | 4800 |
Рабочий объем, куб.см | 1597 |
Степень сжатия | 11:1 |
Топливная система | Распределенный впрыск |
Удельный расход топлива одного двигателя, г/кВт*ч | 231 |
Система охлаждения | Жидкостная |
Масса сухого двигателя, кг | 115 |
Гибкое ограждение
Амфибийные качества ховеркрафта обеспечиваются отрывом корпуса от экрана за счёт удержания под корпусом воздушной подушки гибким ограждением. Высота подъема зависит от оборотов нагнетателей (двигателей) и угла дифферента.
На ховеркрафте принята двухярусная схема гибкого ограждения со съемными элементами по всему периметру нижнего яруса и с гибким ресивером — в верхнем.
Данная схема позволяет оставаться съемным элементам эластичными. Т.е. при прохождени препятствий гибкие элементы отклоняются и пропускают предмет под собой, не сопротивляясь его воздействию.
В контакте с поверхностью участвует только нижний сегментный ярус, который состоит из множества независимых элементов. Каждый элемент крепится к ресиверу четырьмя фиксаторами. Замена проста и не требует специальных инструментов и навыков.
Благодаря постоянному расходу воздуха в ВП, ГО будет сохранять возможность движения ховеркрафта даже при потере всех съемных элементов. Материал ГО — прорезиненная ткань на основе резинового капрона. Данная ткань позволяет расправляться и принимать заданную форму в условиях низких температур.
Максимально достижимая высота воздушной подушки около 0,6 м. Высота воздушной подушки замеряется от опорной твердой поверхности до днища корпуса.
Пропеллеры и нагнетатели ВП
В качестве движителей на ховеркрафте предусматриваются два четырехлопастных воздушных винта изменяемого шага в аэродинамических неповоротных насадках. Опорный узел винта изменяемого шага и механизм реверса размещены в пилонах каждой насадки. Материал лопастей винта – композит из стеклопластика с покрытием из арамида. Угол поворота лопастей винта контролируется указателями поворота, установленными в пульте управления.
В качестве нагнетателей воздушной подушки предусматриваются два сдвоенных центробежных нагнетателя. Нагнетатели воздушной подушки работают раздельно, каждый на свой борт. Нагнетатели установлены на валах, опирающихся с двух сторон на самоустанавливающиеся подшипники. Материал нагнетателей – композит из стеклопластика, углепластика и арамида.
Раздельное управление оборотами нагнетателей (n1 и n2) и секционирование зон воздушной подушки позволяет создавать различное давление в левой Р1 и правой Р2 половинках. Данное свойство дает возможность создания искусственного крена, сильно помогающего при маневрах и помогающего нейтрализовывать действие боковых порывов ветра. В случае отказа двигателя или нагнетателя одного из бортов, перемычка между зонами убирается и гибкое ограждение заполняется воздухом от рабочего нагнетателя. СВП может продолжить движение на одном нагнетателе.
Управление
Путевое управление обеспечивается поворотом рулевого колеса в посту управления и рулей, установленных в потоке за движителями. Поворот рулей управления обеспечивает управляющий момент с центром вращения в районе носа.
Предусмотрена перекладка воздушных винтов изменяемого шага из положения ВПЕРЕД в положение НАЗАД. Перекладка производится как совместно, так и отдельно педалями, расположенными у ног водителя. Раздельная перекладка обеспечивает управляющий момент с центром вращения в районе кормы.
Предусмотрено управление оборотами воздушного винта, что обеспечивает разную тягу и создает управляющий момент с центром вращения в районе кормы. Предусматривается возможность зависания на воздушной подушке при малых скоростях движения, за счет установки лопастей винта в нескольких промежуточных положениях в диапазоне углов от полного вперед до полного заднего . Обеспечивается перекладка лопасти одного винта назад, соответствующую перекладку лопасти другого винта вперед (работа враздрай).
Дистанционное управление энергетической установкой производится рычагами, расположенными на панели управления.
Регистрация
Ховеркрафт строится в соответствии с классом Российского классификационного общества РКО «Р*1.2/1.2 СВП». Это позволяет эксплуатировать его как для личных и служебных нужд, так и для коммерческой эксплуатации, перевозки пассажиров. Количество мест до 11 человек. Разрешено плавание — ВВП не выше «Р». Постановка на учет в ГИМС или Минтрансе. Права любительские.
“Пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна.” Или другими словами тот, кто оплатил перевозку самостоятельно или за кого некто оплатил его перевозку.
Транспортировка
Ховеркрафт может транспортироваться на специальном автоприцепе, в одном контейнере 40 футов, автотрейлере с длиной прицепа от 10 метров.
Системы
Ховеркрафт оснащен следующими системами:
электрическая (12В, 2 аккумулятора)
топливная (300 литров)
охлаждения двигателей
газовыхлопа (наржавеющая)
вентиляции салона и моторного отсека
дифферентовочная (баки по 90 литров в носу и корме)
рулевая (две группы за насадками по 4 руля)
противопожарная
Прочее
Ховеркрафт стандартно оснащается:
спасательными жилетами по количеству пассажиров
двумя ксеноновыми фарами на ручке
двумя водовоздушными отопителями салона от разных двигателей
винтами изменяемого шага ВИШ
стеклоомывателем и стеклоочистителями
индикатором дифферента
двумя бортовыми диагностическими компьютерами Multitronics (обороты двигателя, напряжение, остаток топлива в баках, температура ОЖ, ошибки)
индикатором угла атаки лопастей пропеллера
индикатором «Пожар» в моторном отсеке
электроусилители ВИШ
насосами осушения
двери «крыло чайки» шириной 750 мм
магнитолой, подстаканниками, перчаточными ящиками, прикуривателем, пепельницей и др.
Видео